Головная боль
Уважаемые родители! Испытывали ли Вы когда-нибудь головную боль? Наверняка большинство из вас ответит на этот вопрос утвердительно, поскольку это одна из наиболее частых жалоб, с которыми человек приходит к врачу. Исследования показывают, что 70-80% взрослого населения Европы и Америки жалуются на головные боли различной продолжительности. Так же дело обстоит и в России. На самом деле, эта цифра может быть и выше, потому что многие люди, страдающие головной болью, не обращаются к врачу, занимаются самолечением, не осознавая всей серьезности своего состояния, или не желают обследоваться из-за опасения обнаружить тяжелую патологию. Головная боль, или цефалгия, может быть основным, а нередко и единственным проявлением более чем 50 различных заболеваний нервной системы или внутренних органов.
Долгое время считалось, что головная боль у детей встречается редко, но оказалось, что дети так же подвержены головной боли, как и взрослые, причем страдание может возникнуть в любом возрасте. Ученые выяснили, что почти 50% таких детей не консультируются врачом и лечатся родителями самостоятельно, при обращении к неврологу 75% детей с цефалгиями нуждаются в лечении и лишь 12% семей полностью выполняют рекомендации врача. Это говорит о том, что родители не расценивают данную жалобу как серьезный повод для обращения к врачу. При этом длительная головная боль может значительно влиять на общее самочувствие ребенка, нарушать его поведение и успеваемость в школе и снижать качество жизни. Головная боль всегда говорит о неблагополучии в организме ребенка. Это своеобразный сигнал тревоги для родителей и врачей. Не зря еще в древней Греции говорили, что боль – это сторожевой пес здоровья.
Надеемся, что наш рассказ о головной боли поможет родителям внимательно отнестись к жалобам ребенка и выбрать правильную тактику поведения. Мы рассмотрим следующие вопросы:
- Что такое головная боль
- Какие причины и процессы вызывают головную боль
- Как проявляется головная боль у детей в различном возрасте
- Какие бывают виды головной боли
- Как предупредить развитие приступов головной боли
- Как оказать первую помощь ребенку с головной болью
Итак, головной болью, или цефалгией (от греческого слова «cephalon» – мозг и «algos» – боль) называют любые неприятные ощущения в области головы. Несомненно, что оценка боли связана с накопленным опытом, поэтому, чем меньше ребенок, тем меньше вероятность, что он может дать верную оценку своим ощущениям и расценить их как боль. Новорожденные дети и дети до 2-3 лет не могут локализовать боль и рассказать о ней, поэтому предположение о головной боли может быть основано на косвенных симптомах и особенностях поведения ребенка.
Так, у ребенка первого года жизни это могут быть: резкое беспокойство, запрокидывание головы, крик, гримаса боли с зажмуриванием глаз и сморщиванием лица, отказ от еды, срыгивание, рвота. В возрасте 2-3 лет дети при головной боли уже могут указывать на больное место, прижимая к голове руки, выдергивать и теребить волосы. У более взрослых детей о головной боли могут свидетельствовать вялость, снижение интереса к окружающему, сонливость, частая смена настроения, плаксивость, немотивированная агрессивность, негативизм, нарушение сна. И лишь в школьном возрасте ребенок может четко ощутить и описать боль, определить ее локализацию и характер.
Родителям очень важно оценить выраженность головной боли. Можно выделить следующие виды головной боли по степени тяжести:
- Легкая головная боль – боль непостоянная, усиливающаяся при физической нагрузке, проходит самостоятельно, не нарушая поведения ребенка. Прием обезболивающих надолго снимает приступ.
- Головная боль средней силы – постоянная головная боль, нарушающая поведение ребенка и уменьшающаяся при приеме лекарств.
- Сильная головная боль – постоянная головная боль, не поддающаяся влиянию обезболивающих препаратов. При этом дети кричат, мечутся, держатся руками за голову, ищут удобное положение, чтобы уменьшить головную боль, выражение лица – страдальческое.
Школьникам можно предложить оценить степень выраженности болевого приступа с помощью шкалы, которая называется визуальной аналоговой шкалой (ВАШ). На ней требуется отметить интенсивность головной боли в баллах, если принять за 1 самую легкую и незначительную боль, а за 10 – сильнейшую и нестерпимую боль (более подробно см. ниже).
Таким образом, более четко можно определить выраженность головной боли у детей старшего возраста. У маленьких детей и особенно у грудных можно предположительно оценить силу головной боли следующим образом. Если во время приступа головной боли ребенка можно отвлечь, успокоить, занять игрушками или уложить спать, то, вероятно, головная боль слабая. Если, несмотря на усилия, ребенок продолжает кричать, метаться, не интересуется любимыми занятиями, то головная боль – сильная.
Необходимо также представлять, что головная боль может быть проявлением различных патологических процессов в нервной системе и в организме в целом. Она может быть самостоятельным заболеванием. Такую головную боль врачи называют первичной. Примером первичной головной боли являются мигрень, головная боль напряжения, кластерная цефалгия и др. Реже головная боль являться проявлением (симптомом) каких-либо заболеваний. Такие головные боли считаются вторичными или симптоматическими. Наиболее часто головная боль встречается в следующих случаях:
- Черепно-мозговые травмы.
- Заболевания сердечно-сосудистой системы – инсульт, кровоизлияние в мозг, преходящее нарушение мозгового кровообращения, врожденная аномалия сосудов головного мозга, повышение или снижение артериального давления.
- Внутричерепные процессы несосудистой природы – повышение внутричерепного давления в результате опухоли, воспалительного процесса, гидроцефалии.
- Инфекции. Любая инфекция практически всегда вызывает головную боль. Это может быть менингит, энцефалит, детские инфекции (ветрянка, скарлатина, краснуха, корь и др.), ОРВИ.
- Заболевания эндокринной системы.
- Заболевания глаз, ушей, придаточных пазух носа (синуситы), изменения височно-нижнечелюстного сустава.
- Заболевание черепных нервов.
- Отравление различными химическими веществами. Бесконтрольное употребление анальгетиков (парацетамол, анальгин, цитрамон, нурофен и т. д.) может спровоцировать лекарственную (абузусную) головную боль.
- Заболевания любых внутренних органов (например, гастрит, гастродуоденит, пиелонефрит, пневмония, гепатит и многие другие)
Как же формируется головная боль?
В процессе эволюции в организме человека появились специализированные нервные окончания, которые улавливают и перерабатывают информацию, получаемую из окружающей среды или внутренних органов, которые называются рецепторами. При их раздражении у человека могут возникать различные ощущения, в том числе и боль. Множество болевых рецепторов расположены в структурах и тканях головы: кровеносных сосудах, венозных синусах твердой мозговой оболочки, черепных нервах, апоневрозе, мышцах, коже головы, надкостнице. Не содержат болевых рецепторов лишь кости черепа и мягкая мозговая оболочка. Именно от того, какие рецепторы раздражаются, и зависит характер головной боли.
Например, при раздражении рецепторов, расположенных в стенках сосудов возникает сосудистая головная боль. Она характеризуется постепенным началом, обычно бывает умеренной интенсивности, носит пульсирующий характер, т.е. человек испытывает ощущение «стука» в голове, синхронное с пульсом. Обычная локализация сосудистой головной боли - в области висков, лба, глазниц или затылка, возникает независимо от времени суток, усиливается при движении головой, провоцируется сменой погоды, эмоциональным напряжением. Такой вид головной боли имеется при мигрени, вегетативной дистонии, снижении или повышении артериального давления, пороках развития сосудов головного мозга.
При поражении рецепторов мягких тканей головы формируется головная боль мышечного напряжения. Больные при этом отмечают ощущение внешнего стягивания вокруг головы («каска», «шапка», «шлем», «обруч» на голове), напряжение и болезненность мышц головы, шеи, реже – плечевого пояса. Головная боль может быть кратковременной (эпизодической) или длительной, многократно повторяющейся (хронической). В большинстве случаев она начинается с утра, к середине дня несколько уменьшается, а к вечеру опять усиливается. Локализация ее различна. Чаще головная боль занимает всю голову, т.е. является диффузной. Реже она возникает в теменно-затылочной, лобно-височной областях. Такой механизм возникновения головной боли лежит в основе головной боли напряжения.
Патологические процессы в твердой мозговой оболочке, например, менингит, кровоизлияние в мозг, провоцируют оболочечную головную боль. Она возникает внезапно, резко, как правило, больной может указать время вплоть до минут от начала головной боли. Боль очень острая, нестерпимая, диффузная, часто сопровождается рвотой и изменением сознания, неврологическими отклонениями в виде онемения, слабости в конечностях, или нарушением речи, судорогами. Эта головная боль говорит о серьезной катастрофе в головном мозге и требует экстренной госпитализации и консультации невролога.
Ликвородинамическая головная боль возникает при изменении давления на венозные сосуды и синусы головного мозга и бывает при снижении или повышении внутричерепного давления. К его повышению могут приводить опухоли нервной системы, абсцессы, аномалии строения головного мозга, гидроцефалия. Такая головная боль чаще возникает ночью или по утрам, имеет диффузный, распирающий характер, бывает эпизодической, но постепенно нарастает, сопровождается рвотой, которая может возникать внезапно на высоте головной боли без предшествующей тошноты. Иногда у детей с таким типом головной боли обнаруживается вынужденное положение головы, т.е. ребенок выбирает такую позу, при которой головная боль несколько уменьшается.
У детей раннего возраста повышение внутричерепного давления может быть симптомом перинатальной энцефалопатии и проявляться в быстром увеличении размера головы, пульсации и выбухании родничка, расхождении черепных швов, запрокидывании головы, учащении и усилении срыгиваний.
При снижении внутричерепного давления характер головной боли также имеет свои особенности. Она усиливается в положении стоя, ходьбе, имеет диффузный постоянный характер, облегчается в положении лежа, опущенной вниз головой и приподнятым ножным концом кровати, нередко сопровождается головокружением и шумом в ушах. Такая головная боль может быть при черепно-мозговых травмах, сопровождающихся нарушением целостности мозговых оболочек.
При раздражении черепных нервов возникает невралгическая головная боль. Чаще она локализуется в месте прохождения определенных черепных нервов, питающих мышцы и кожу головы. Эта головная боль носит приступообразный характер, имеет длительность от нескольких секунд до 2-3 минут, характеризуется значительной интенсивностью и напоминает удар током или прострел. Болевые приступы могут быть спровоцированы разговором, жеванием, дотрагиванием до кожи лица.
Психогенная головная боль не имеет в своей основе сосудистого, мышечного, ликвородинамического или невралгического механизма, а представляет собой результат нарушенной регуляции различных отделов нервной системы и изменения обмена биологически активных веществ в головном мозге, отвечающих за передачу болевого импульса. Провоцирует психогенную головную боль стресс. Способствуют формированию этого вида головной боли особенности темперамента ребенка: тревожность, эмоциональная неуравновешенность, мнительность, повышенная чувствительность. Часто такая головная боль сопровождается тревогой, страхом. Она постоянная, монотонная, небольшой интенсивности, без четкой локализации, в основном возникает утром, уменьшается днем и опять нарастает к вечеру. Интенсивность ее мало изменяется при приеме обезболивающих препаратов.
Вид головной боли | Механизм | Примеры |
Сосудистая |
|
|
Головная боль мышечного напряжения |
|
|
Оболочечная |
|
|
Ликвородинамическая |
|
|
Невралгическая |
|
|
Психогенная |
|
|
Смешанная |
|
Давайте познакомимся с проявлениями первичных головных болей.
Головная боль напряжения
Головная боль напряжения, по данным статистики, встречается в 70% всех головных болей. Это самый распространенный вид головной боли. В детском возрасте головная боль напряжения встречается у одного ребенка из 100, причем мальчики и девочки страдают ей одинаково часто. Ученые заметили, что головная боль напряжения наблюдается у людей умственного труда, профессии которых связаны с продолжительной концентрацией внимания или длительным, неудобным положением головы и шеи. У детей это могут быть длительное нахождение в антифизиологическом (неправильном) положении при подготовке уроков, игре или работе на компьютере, сон в неудобной позе. В основе этого вида головной боли лежит длительное напряжение мышц головы, пусковым механизмом которого является острый или хронический стресс.
От далеких предков человеку передался древний механизм ответа организма на ситуацию, угрожающую жизни («бороться или убегать»). Когда человеку грозит опасность, у него мобилизуются все резервы для молниеносной и максимально эффективной реакции для спасения жизни: процесс пищеварения приостанавливается, активизируется работа сердца, происходит выброс в кровь гормона надпочечников адреналина, напрягаются мышцы, в них усиливается кровоснабжение, организм готов «к бегству или защите». В современном обществе человеку редко угрожает реальная физическая опасность, но данные реакции всегда возникают в ответ на острую или хроническую психотравмирующую ситуацию, причем не только негативную (смерть близких, болезнь, конфликтная обстановка в школе и дома, усталость, голод), но и позитивную (праздник, дискотека, успешная сдача экзаменов). Стрессы встречаются нам многократно в течение дня, заставляя мышцы тела повторно напрягаться. Наиболее подвержены этому мышцы плеч, шеи, головы. «Опасная» для организма ситуация уже закончилась, а мышечный спазм в этих областях может сохраняться длительно. При этом сдавливаются сосуды, питающие мышцы, нарушается доставка кислорода к клеткам. Мышечные клетки, сигнализирующие о недостатке кислорода, продуцируют особые гормоноподобные вещества – простагландины, которые воздействуют на болевые рецепторы и человек ощущает боль.
Головная боль напряжения отличается следующими особенностями:
- длительность приступа от 30 минут до 7 дней
- имеет монотонный, сдавливающий, стягивающий характер («каска», «шлем», «обруч» на голове)
- обычно болевые ощущения локализуются в шейно-затылочной области или занимают всю голову, практически всегда головная боль двусторонняя
- головная боль небольшой или средней интенсивности, не усиливается при физической нагрузке, т.е. дети могут играть, делать уроки, смотреть телевизор и т.д.
- редко сопровождается тошнотой, снижением аппетита, головную боль не усиливает звук, яркий свет
Описанные ощущения могут усиливаться при ношении тугого головного убора, вызывая чувство сдавливания, дискомфорта в голове. У детей с головной болью напряжения часто отмечаются повышенная возбудимость, нервозность, тревожность, склонность к депрессии. Если головная боль напряжения бывает менее 15 дней в месяц (или менее 180 дней в году), то она называется эпизодической головной болью напряжения, если более 15 дней в месяц (или более180 дней в году), то хронической головной болью напряжения.
Мигрень
Это второй по частоте вид первичных головных болей. Практически все люди хоть один раз в жизни перенесли приступ мигрени, а 30-40% населения земного шара страдают мигренью регулярно. Среди детей от 5 до 15 лет имеют мигрень около 10%, дети с мигренью пропускают школу в 2 раза чаще, чем здоровые сверстники.
Мигрень – заболевание людей молодого возраста. Первый приступ чаще возникает до 40 лет, но пик заболеваемости приходится на 12 – 38 лет. До 12 лет мигрень чаще встречается у мальчиков, а после периода полового созревания – у девочек. У женщин приступы мигрени наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у мужчин.
Мигрень существовала еще за тысячи лет до того, как была определена и получила свое название. Первые клинические особенности мигрени были упомянуты в трудах Гиппократа, Цельса (1 век д. н. э.), а наиболее полное описание этого вида головной боли сделал греческий врач Аретей Каппадокийский (1 век д. н. э.), который назвал мигрень «гетерокранией», что означало – «другая голова», что точно определяет состояние больного во время мигренозной атаки. Гален (2 век д. н. э.) ввел термин «гемикрания», что означает «половинная», односторонняя головная боль, поскольку характерной чертой этого заболевания является головная боль в одной половине головы.
В дальнейшем этот термин превратился во французской литературе в термин «мигрень» и прочно закрепился во всех языках для обозначения данного вида головной боли.
Многие знаменитые люди страдали мигренью. Среди них были Чарльз Дарвин, Фредерик Шопен, Альфред Нобель, Карл Маркс, Эдгар Алан По, Петр Ильич Чайковский, Лев Толстой. Тот факт, что такое множество известных и высокообразованных людей страдали одним и тем же заболеванием, видимо, связано с особыми «мигреневыми» чертами характера, такими как живость ума, целеустремленность, эмоциональность, обязательность, активность. Замечено, что люди, страдающие мигренью по натуре «деятели», они твердо идут к намеченной цели, и никакие препятствия, даже мучительная головная боль, не могут остановить их.
Мигрень имеет наследственный характер. Известно, что если мигренью страдают оба родителя, то риск появления мигрени у их детей составляет 60-90%, если мигрень имеется у матери, то к ребенку этот вид головной боли может передаться в 75% случаев, если отец – то в 30%.
В основе развития приступа лежит нарушение обмена специальных веществ в нервной системе – медиаторов (серотонина и тирамина), которые способствуют передаче сигнала от одной нервной клетки к другой, и индивидуальные особенности реакции сосудов головного мозга у пациента на эти медиаторы.
Провоцируют мигрень различные факторы. Это могут быть стрессовые ситуации, чрезмерные физические нагрузки, избыточный или недостаточный сон, воздействие сильных запахов, громких звуков, длительное смотрение на яркие блики (мелькание экрана телевизора или компьютера, листвы), злоупотребление продуктами, содержащими тирамин (шоколад, кофе, какао, цитрусовые, вино, острые сыры), эндокринные перестройки (период полового созревания, беременность, менструация).
Приступ мигрени имеет характерные черты:
- это приступообразная головная боль длительностью от 4 до 72 часов
- односторонняя головная боль – болит половина головы, причем от приступа к приступу может болеть то одна, то другая половина головы. Редко болит вся голова
- характер головной боли – пульсирующий
- головную боль усиливают звук, свет, шум, физическая нагрузка, поэтому больные предпочитают во время приступа лежать в темноте, укрыв голову и глаза
- на высоте головной боли часто бывает тошнота, рвота
- интенсивность головной боли умеренная или значительная
- может быть покраснение глаза, отечность век на стороне головной боли
Мигрень можно разделить по течению на два вида: мигрень с аурой (классическая мигрень) и мигрень без ауры (простая мигрень). Аурой (от латинского «бриз») называют специфические симптомы, которые предшествуют приступу головной боли. Чаще всего это бывают затемнение зрения, появление вспышек света перед глазами, изменение формы и размера предметов в поле зрения, онемение или покалывание в лице, конечностях, реже – нарушение движений в руках и ногах. Длится аура обычно от 5 до 60 минут, затем следует «светлый» промежуток в виде отсутствия жалоб, который может длиться до 1 часа. Затем развивается приступ головной боли, характеристики которой были даны выше.
При мигрени без ауры приступу головной боли может предшествовать раздражительность, плаксивость, замкнутость, капризность, сильная зевота, сонливость, повышенная чувствительность к запахам.
У детей чаще встречается мигрень без ауры, а длительность приступа короче, чем у взрослых – 2-48 часов. Симптомы ауры врачу или родителям ребенка зафиксировать бывает очень трудно, поскольку часто дети не могут правильно описать свои ощущения. Течение мигрени у детей также имеет свои отличия. Врачами описаны специальные виды «детской мигрени»:
- Абдоминальная мигрень. Приступы головной боли могут чередоваться с сильными, пульсирующими болями в животе, иногда со рвотой или жидким стулом. Часто такие дети попадают в хирургические стационары с подозрением на острый аппендицит.
- Доброкачественное пароксизмальное головокружение. Этот вид «детской мигрени» чаще бывает в возрасте от 1 до 5 лет и проявляется в виде внезапных приступов головокружения, о котором дети сообщают сами. Головокружение сопровождается шаткостью походки, бледностью, потливостью, потери сознания не происходит. В старшем возрасте приступ может заканчиваться эпизодом головной боли. Длятся приступы несколько минут и очень часто без лечения исчезают до пятилетнего возраста.
- Гемипаретическая форма мигрени. Встречается в раннем возрасте, на 1-2 году жизни в виде развития кратковременного нарушения движений и слабости в руках и ногах.
- Дисфреническая мигрень. Протекает в виде эпизодов нарушения поведения ребенка: появляются агрессивность, негативизм, озлобленность, неадекватное поведение, нарушается ориентация ребенка в пространстве длительностью от нескольких часов до 1-3 суток. После приступа дети успокаиваются, засыпают, а при пробуждении могут пожаловаться на головную боль.
- «Синдром Алисы» - еще один вариант течения мигрени в детском возрасте. Перед приступом головной боли дети испытывают зрительные иллюзии: все предметы вокруг кажутся либо уменьшенными, либо увеличенными в размерах, реже возникает видение предметов в другом цвете, нарушение восприятия времени. Вслед за этими иллюзиями может последовать приступ головной боли. Синдром так назван из-за сходства данных симптомов с описаниями причудливых картин, которые видела Алиса во время путешествия по Зазеркалью, запечатленные в книге Л. Керрола «Алиса в Зазеркалье». Предполагают, что отображенные в книге видения являются ни чем иным, как галлюцинациями, которые испытывал сам автор во время приступа мигрени.
Кластерная (пучковая) головная боль, хроническая пароксизмальная гемикрания
Кластерная головная боль в детском возрасте встречается реже, чем мигрень или головная боль напряжения, преимущественно бывает у мальчиков после 10-летнего возраста. Предполагают, что существует генетическая предрасположенность к формированию этого вида головной боли. Возникает приступ в результате изменения кровотока по сосудам мозга и процессов регуляции в нервной системе. Характеризуется кластерная головная боль следующим образом:
- это чрезвычайно резкая, сильная, нестерпимая головная боль, заставляющая ребенка метаться, кричать, беспокоиться
- имеет жгучий, сверлящий характер
- локализуется в области виска, глазницы иногда с ощущением «выдавливания» глаза с последующим распространением на всю половину головы, область уха, зубов, шею, плечо
- всегда односторонняя (болит одна половина головы)
- длительность приступа от 30 до 90 минут
- возникает чаще ночью
- никогда не сопровождаются тошнотой или рвотой
- частота атак от 1 до 8 в день (чаще 2-3), длятся приступы от 2 до 6 недель, затем наступает перерыв на несколько месяцев или лет, т. е. возникают головные боли как бы «пучками». Отсюда и возникло название «пучковые» или «кластерные» головные боли (от английского claster – «пучок»)
- приступ могут сопровождать покраснение глаза, заложенность носа, слезотечение, потливость лица на стороне боли
Хроническая пароксизмальная гемикрания – еще один вид головной боли в детском возрасте, по течению очень напоминает кластерную головную боль, но чаще встречается у девочек-подростков. Длительность приступа короче, от 2 до 45 минут, но частота эпизодов головной боли значительно выше – от 10 до 30 в сутки.
Вторичные головные боли
Родителям обязательно необходимо помнить, что головная боль у детей может быть проявлением неблагополучия в организме ребенка и являться симптомом какого-либо заболевания. Такие головные боли, как уже говорилось, носят название вторичных. Предлагаем Вам познакомиться с наиболее частыми ситуациями, в которых может встречаться головная боль.
Посттравматическая головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте. Посттравматической, т.е. возникшей вследствие травмы, будет считаться только та головная боль, которая появилась сразу после черепно-мозговой травмы или не позднее 14 дней после травмы, длиться она может от нескольких недель до нескольких месяцев. Ученые выяснили, что даже при незначительных, на первый взгляд, безобидных травмах головы в нервных клетках возникают изменения, в них нарушается обмен веществ, что и приводит к появлению головной боли, а нервная система после травмы полностью может восстановиться лишь через 2-3 года.
Интересно, что эта разновидность головной боли возникает чаще после легкой черепно-мозговой травмы, например, после сотрясения головного мозга, нежели после тяжелого повреждения головы (приводящего к инвалидности). По характеру она в одних случаях похожа на мигрень, в других – на головную боль напряжения. Чаще головная боль имеет тупой сдавливающий характер, усиливается при физической или умственной нагрузке, эмоциональном напряжении. Эта головная боль всегда сопровождается повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, успеваемости в школе.
Следовательно, любой ребенок, получивший травму головы, должен наблюдаться неврологом, который на основании обследования и осмотра может рекомендовать курсы восстановительного лечения с использованием препаратов, питающих нервную систему. Это поможет предотвратить неблагоприятные последствия травмы.
Головная боль может быть вызвана изменением артериального давления. Опасно как снижение, так и повышение артериального давления относительно возрастной нормы.
При снижении артериального давления головная боль сопровождается головокружением, тошнотой, слабостью, потемнением в глазах, склонностью к обморокам, при повышении – головная боль имеет пульсирующий или давящий характер, локализуется чаще в затылочной области, также может сочетаться с рвотой или тошнотой.
Для того чтобы врач в этой ситуации смог правильно оценить состояние Вашего ребенка, необходимо в домашней спокойной обстановке самостоятельно проводить ему измерение артериального давления независимо от самочувствия утром и вечером и при головной боли в течение 2–4 недель, записывая все данные в дневник.
Головная боль часто сопровождает заболевания носоглотки, ушей, глаз или зубов, таких, как тонзиллит, синусит, отит, кариес, пульпит. Синуситами называют воспалительные заболевания особых воздухоносных полостей, расположенных в лобной кости и около носовой полости. О синусите можно подумать, если на фоне простуды ухудшилось самочувствие, усилилась заложенность носа и появилась головная боль в области лба, бровей или по бокам от спинки носа в подглазничной области. Отит (воспаление уха) также может проявляться сильной головной болью. В раннем возрасте особенно трудно разобраться, что же болит у ребенка, ухо или голова, поскольку маленькие дети не могут четко локализовать свои ощущения.
Поэтому, если к затянувшейся простуде у Вашего ребенка присоединилась головная боль, проконсультируйтесь у ЛОР-врача.
Головная боль может быть связана с очагами хронической инфекции в организме, находящимися в миндалинах (хронический тонзиллит), или в зубах (кариес, пульпит, периодонтит). Ребенка с хроническим тонзиллитом обязательно должен наблюдать ЛОР-врач и педиатр, проводить лечебные процедуры, очищающие и оздоравливающие миндалины, назначать куры лечения, укрепляющие защитные силы организма, поскольку воспаленные миндалины могут быть постоянным источником инфекции для других органов. При заболеваниях зубов головная боль появляется в височной или околоушной области, бывает очень мучительной, постоянной. Такая ситуация требует срочного лечения у стоматолога. Длительно сохраняющаяся инфекция зуба может с током крови или лимфы распространяться в полость черепа, вызывая менингит или абсцесс мозга.
Головную боль может спровоцировать изменение височно-нижнечелюстного сустава. Наиболее часто страдают этим видом головной боли дети школьного возраста и подростки. Причиной развития отклонений в суставе считают аномалии прикуса, травму челюсти или воспаление сустава (артрит). Головные боли при этом односторонние, усиливаются при пережевывании пищи или открывании рта, локализуются в нижней части лица, височной области или нижней челюсти.
Головные боли могут быть вызваны гипоксией (недостатком кислорода в крови или тканях), возникающей при заболеваниях внутренних органов или крови, например, при анемии (снижении уровня гемоглобина в крови). Следовательно, для выявления причин головной боли необходимо полное исследование состояния всех внутренних органов.
Если головная боль у ребенка сохраняется длительно, то очень часто родители прибегают к помощи обезболивающих препаратов для снятия приступа по собственному усмотрению. Неправильный и беспорядочный прием лекарств может привести к возникновению лекарственной или «абузусной» головной боли.
«Абузусная» головная боль встречается в любом возрасте, составляя около 10% от всех типов головной боли. Она имеет среднюю интенсивность, монотонный характер и обычно не усиливается при физической нагрузке. К лекарственным препаратам, после приема которых может развиться головная боль относятся обезболивающие (например, анальгин, кетонал), противовоспалительные (индометацин, ибупрофен, вольтарен и их аналоги), противоаллергические средства (тавегил, супрастин, димедрол), некоторые антибиотики (тетрациклин) и многие другие. Это не значит, что у детей вообще нельзя использовать какие-либо лекарства, напротив, при правильном подборе дозы и кратности приема медикаменты непременно улучшат состояние ребенка. Родителям необходимо понять, что любое лечение должно проводиться только под контролем врача после тщательного обследования и уточнения диагноза.
Наиболее опасными для жизни заболеваниями, которые проявляются головной болью, могут быть опухоли головного мозга, кровоизлияния в мозг, воспалительные заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, абсцесс и др.). Эти заболевания требуют экстренной диагностики и лечения. Запомните «опасные» симптомы, появление которых говорит об угрожающих жизни состояниях. При появлении хотя бы одного из этих симптомов необходима срочная консультация врача:
- внезапно изменился характер и частота приступов головной боли, они стали значительно интенсивнее и намного чаще
- по оценке больного данный приступ головой боли самый сильный в его жизни
- головная боль сопровождается повышением температуры
- головная боль сопровождается судорогами, нарушением чувствительности или движений в конечностях, нарушением речи, координации или изменением памяти и мышления
- головная боль сопровождается нарушением сознания
- головная боль нарушает сон
- головной боли предшествует рвота
- головная боль не поддается лечению и постоянно усиливается
Итак, подведем итог сказанному выше:
- головная боль в детском возрасте встречается часто и имеет свои особенности
- головная боль может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением (симптомом) заболеваний в любом органе и системе
- следовательно, ребенок, страдающий головной болью, должен быть осмотрен и всесторонне обследован лечащим врачом для выявления отклонений в организме
- объем и количество обследований определяет лечащий врач на основании жалоб и результатов осмотра
- ребенок с головной болью должен быть проконсультирован также неврологом и окулистом
Для того чтобы помочь врачу разобраться какова же причина головной боли у Вашего ребенка, родителям необходимо внимательно наблюдая за состоянием ребенка, проанализировать его состояние и ответить на следующие вопросы:
- когда появилась головная боль у ребенка?
- каков характер головной боли (пульсирующая, сжимающая, давящая, распирающая и т.д.)?
- где болит (лоб, затылок, виски, темя, вся голова)?
- какие ощущения предшествуют головной боли?
- чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, изменение сознания, вялость, слабость и т. д.)?
- как долго продолжается приступ головной боли (секунды, минуты, часы)?
- какова обычная интенсивность головной боли? Если ребенок маленький, то приблизительная интенсивность ее определяется по поведению ребенка, а школьники могут оценить силу приступа сами, указав выраженность боли в баллах
- изменяется ли общее самочувствие при головной боли и как?
- влияет ли на головную боль физическая нагрузка?
- чем провоцируется приступ?
- чем облегчается головная боль?
- есть ли ухудшение состояния в настоящий момент?
Профилактика головной боли
Дать в руки самое сильное оружие для борьбы с головной болью может только понимание причин ее возникновения. Если родители и сам ребенок смогут понять, что вызывает приступ боли, ее можно будет предотвратить.
Для того чтобы это выяснить, необходимо вести дневник головной боли. В нем фиксируется дата и время наступления головной боли, ее интенсивность, длительность, характер. И, что самое важное, в дневнике отмечаются все факторы, которые могли повлиять на возникновение приступа головной боли. Они называются триггерами. К ним относятся стресс, утомление, изменение погоды, особенности питания, фазы менструального цикла. И, наконец, в дневнике необходимо отмечать, какие лекарства использовались для купирования головной боли, в каких дозах, и каков был эффект от их применения.
Этот простой способ незаменим для выявления триггеров головной боли, выбора тактики лечения. Благодаря дневнику сам пациент сможет регулировать свой образ жизни для того, чтобы избежать головной боли.
Родители или ребенок могут сами придумать вариант записей в дневнике, но в нем должны быть отражены следующие данные: время начала и конца болевого приступа, что предшествовало возникновению головной боли и что ее спровоцировало и сопровождало, указывается также интенсивность, локализацию и характер боли, препараты, которые давались ребенку для снятия приступа. Это может выглядеть, например, так:
Дата | ||
Когда началась головная боль? | Время | 15:00 |
До начала головной боли были нарушения | зрения | нет |
слуха | ||
движений | ||
других органов чувств | ||
Была ли головная боль | правосторонняя | + |
левосторонняя | ||
двусторонняя (диффузная) | ||
Была ли головная боль | сжимающая | |
давящая | ||
пульсирующая | + | |
Какова была интенсивность головной боли? | легкая | |
средней силы | + | |
сильная | ||
Есть ли при головной боли тошнота? | нет | |
легкая | ||
умеренная | + | |
сильная | ||
Есть ли при головной боли рвота? | нет | + |
однократная | ||
повторная | ||
При головной боли раздражает свет? | нет | |
слегка | ||
умеренно | + | |
сильно | ||
При головной боли раздражает звук? | нет | |
слегка | ||
умеренно | ||
сильно | + | |
Что облегчило данный приступ? | сон | |
Когда головная боль исчезла? | 17:30 | |
Использовались ли лекарства для снятия боли? | да | |
Какие? | парацетамол | |
Укажите их дозу | 0,25 табл | |
Чем был спровоцирован данный приступ? | продукты питания | |
лекарства | ||
утомление | + | |
стресс | + | |
и т.д. |
Рекомендуется по возможности указывать в дневнике интенсивность болевого приступа на шкале интенсивности головной боли (визуальной аналоговой шкале):
- 0 – отсутствует головная боль,
- 10 – нестерпимая головная боль
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
отсутствует | умеренная | нестерпимая |
Аналогично указывается и степень облегчения головной боли при приеме лекарств. Это поможет оценить эффективность используемых препаратов:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нет эффекта | боль прошла полностью |
Снизить риск возникновения болевого приступа можно, соблюдая режим дня, сна, придерживаясь диеты с исключением продуктов, провоцирующих головную боль.
Режим дня
- Продолжительность сна у ребенка должна соответствовать возрастным нормативам. Так, например, возрастные нормативы продолжительности ночного сна у школьников 5-7 классов составляют не менее 10 часов, 8-9- классов – 9 часов, 10-11 классов – не менее 8,5 часов. Желателен также и 1-часовой дневной отдых. При нарушении длительности сна головные боли часто возникают в выходные или праздничные дни, когда ребенку позволяется поспать подольше. Провоцирует головную боль при избыточном сне серотонин, который вырабатывается во время сна. Недостаточный сон также вреден, поскольку нервная система при этом не может полностью восстановиться. Такая ситуация бывает у школьников старших классов, когда загруженные уроками, занятиями на подготовительных курсах, они систематически недосыпают, что приводит к появлению частых головных болей. На появление головной боли может влиять неудобная поза во время сна, т.к. это вызывает спазм мышц головы и болевой приступ. Но сон и полезен. Приступы мигрени, например, проходят во сне, и даже если ребенку не удается заснуть, ему полезно полежать в темноте и тишине, и боль непременно утихнет.
- Рациональный режим предусматривает чередование интеллектуальных и физических нагрузок. Обязательно ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе. Это могут быть пешие прогулки, подвижные игры на свежем воздухе длительность их у дошкольников должна быть не менее 3,5 часов, для младших школьников не менее 3 часов, у подростков средней ступени обучения – не менее 2,5 часов, а у старшеклассников – 1,5-2 часа в день.
- Необходимо так составить расписание дополнительных занятий в секциях, кружках, подготовительных курсах, чтобы ребенок мог обязательно отдохнуть и не был загружен до самого позднего вечера. В соответствии с гигиеническими рекомендациями на выполнение домашних уроков ученик 5 класса не должен затрачивать больше 2 часов, 6-7 классов – 2,5 часов, 8-9 классов – не более 3 часов, 10-11 классов не более 4 часов.
- При подготовке уроков или игре ребенку нужно каждые 20-30 минут делать легкую гимнастику, нагружая все группы мышц и гимнастику для глаз. Эти приемы помогают снизить мышечное напряжение, в том числе и с мышц головы, что предотвращает приступ.
- Требуется ограничить просмотр телевизионных передач и работу на компьютере до 2 часов в сутки в общей сложности. При этом непрерывная длительность работы за компьютером не должна превышать 20 минут для учеников 5-7 классов, 25 минут для 8-9-классников и 30 минут у более старших детей. Это снизит нагрузку на глазные мышцы и уменьшит риск возникновения приступа. Рекомендуется исключить просмотр остросюжетных фильмов на криминальную тему и «фильмов – ужасов», особенно перед сном.
Питание
Хотя люди всех возрастов часто едят что попало, для детей, страдающих головными болями, правильное питание имеет первостепенное значение. К сожалению, дети, а в особенности подростки, имеют собственные взгляды на свой образ жизни и питание. Часто они предпочитают съесть гамбургер, чипсы или «сникерс». Такое питание вряд ли допустимо для здоровых детей, а для страдающих головной болью это категорически противопоказано.
Питание ребенка должно быть сбалансировано по всем ингредиентам, не должно быть однообразным, количество приемов пищи в сутки должно быть не меньше 4-5, противопоказана еда «в сухомятку». При нерациональном питании головная боль может быть спровоцирована длительными перерывами между приемами пищи. Головную боль в этом случае вызывает снижение уровня сахара в крови – гипогликемия. В результате гипогликемии происходит сужение сосудов, ответственных за подачу глюкозы к мозгу, что и вызывает боль. В пище должно быть достаточное количество железа. Его дефицит повышает риск возникновения головной боли из-за снижения способности крови переносить кислород. При этом страдает каждая клетка организма, в том числе и в нервной системе. Хорошим источником железа является постное мясо, рыба, зеленолистные овощи, бобовые, изюм, яйца. Пища ребенка должна быть богата и витаминами, особенно, группы В. Они также нужны для нормального функционирования нервной системы. Богаты этими витаминами брокколи, шпинат, зеленый горошек, картофель, орехи, пивные дрожжи.
Многие продукты питания содержат особые биологически активные вещества, способные спровоцировать приступ головной боли у чувствительных к ним людей. Для выявления этих триггеров полезным окажется ведение дневника, о котором говорилось ранее. Познакомимся с некоторыми из них.
- Тирамин – обладает свойством увеличивать артериальное давление, сокращаться, а затем расширяться кровеносные сосуды головного мозга, что приводит к болевому приступу. Большое количество тирамина содержится в сыре (рокфор, чеддер), йогуртах, сметане, во всех консервированных продуктах, любой соленой рыбе, салями, копченостях, сосисках. При замораживании количество тирамина в продуктах возрастает, поэтому желательно употреблять в пищу только свежие продукты. Соблюдая диету с низким содержанием тирамина, необходимо ориентироваться на особенности собственной чувствительности к этому веществу. Так, у одного человека головная боль возникает после употребления сыра, а у другого при использовании в пищу колбасы.
- Глутамат натрия. Это вкусовая добавка, присутствующая во многих переработанных продуктах, особенно в китайской кухне. Спровоцированную глутаматом головную боль даже называют «головной болью китайского ресторана». Обычно он используется для приготовления закусок. Рекомендуется остерегаться продуктов, потенциально содержащих глутамат, и проверять перечень ингредиентов на продуктовых этикетках.
- Нитриты («сосисочная» головная боль). Нитриты давно используются для консервирования мяса и придания ему особого вкуса и цвета. Они обладают вазоактивным действием, вызывая расширение кровеносных сосудов поверхности мозга, лица, покровов черепа. Очень богата нитритами пища типа «fast food», например, хотдоги.
- Кофеин. Кофеин повышает риск возникновения головной боли благодаря эффекту расширения сосудов после того, как действие кофеина ослабевает. При прекращении приема кофеина может возникнуть синдром отмены, который проявляется головными болями, слабостью, раздражительностью, снижением внимания. Эти симптомы развиваются у людей, привыкших употреблять много кофе, крепкого чая, колы.
- Холодные продукты («мороженые» головные боли). После употребления мороженого могут возникать рефлекторные головные боли за счет раздражения холодовых рецепторов мягкого неба, глотки.
Борьба со стрессом
Одним из частых провоцирующих головную боль факторов является стресс. Наиболее чувствительны к нему дети. Тревожная обстановка в семье, в школе, плохие отношения со сверстниками усугубляют стресс и усиливают головную боль. В детстве закладывается фундамент для будущей жизни. Но когда она омрачена повторяющимися головными болями, у ребенка может сформироваться нарушение учебного, общественного, эмоционального поведения. На характер таких детей очень часто накладывает отпечаток их заболевание. Им кажется, что головная боль дается им в наказание за плохое поведение, и это говорит о том, что они не такие хорошие, как другие. Такие мысли могут делать ребенка замкнутым, подавленным и апатичным, у него могут развиться депрессия, тревожность. Это в свою очередь усиливает приступы. Формируется порочный круг: головная боль вызывает страх, беспокойство ребенка, а страх вызывает головную боль.
Если в результате обследования лечащий врач не находит серьезных заболеваний (опухоли, аномалии развития нервной системы, тяжелая патология внутренних органов), то вероятно в основе головной боли лежат функциональные (обратимые) состояния. Необходимо объяснить ребенку, что не только у него есть головные боли, его заболевание требует лечения, но не угрожает жизни.
Помочь справиться со сложившейся ситуацией поможет психолог, психотерапевт, которые смогут обучить ребенка и его родителей методикам аутотренинга (саморегуляции).
Первая помощь при приступе головной боли
- Если у ребенка имеется хотя бы один из «опасных» симптомов, говорящих о тяжелых нарушениях в организме (см. ранее), необходимо срочно вызвать «скорую помощь» или обратиться к лечащему врачу.
- Если головная боль имеет небольшую или умеренную интенсивность, не ухудшает самочувствие ребенка, нужно уложить ребенка в постель в спокойной обстановке, после сна головная боль обязательно утихнет или станет менее интенсивной.
Если после отдыха головная боль сохраняется, применяют обезболивающие препараты (анальгетики). При лечении головной боли в детском возрасте врачи стараются не использовать лекарства, применяемые у взрослых, потому что они могут оказать негативный эффект на растущие органы и системы детского организма. В настоящее время у детей разрешены для применения два препарата из группы анальгетиков. Это парацетамол (ацетаминофен) и ибупрофен. Они обладают меньшим количеством побочных эффектов, легко переносятся. Разовая доза препарата и кратность приема определяется только врачом. Следует особо подчеркнуть, что анальгетические препараты рекомендуется использовать не чаще, чем 5-8 раз в месяц. При более частом применении может возникнуть «абузусная» (лекарственная) головная боль. Если болевые приступы редкие (реже 2 в месяц), то достаточно соблюдения режимных моментов, исключения триггеров для урежения приступов головной боли и, при необходимости, использование анальгетиков. При более частых болях назначаются курсы профилактического лечения с использованием препаратов, питающих нервную систему. Длительность и характер этого медикаментозного лечения определяются врачом исходя из индивидуальных особенностей течения заболевания после всестороннего обследования.