Зачем заключать договор на патронаж ребенка после года?
Сохранить здоровье легче, чем вернуть его. Об этом забывают некоторые родители, удивленные тем, что кроху, только-только выписанную из роддома, ждет множество медицинских обследований. Другим же, более бдительным и беспокойным родителям, наоборот, кажется, что малыш не в полной мере охвачен медицинским обслуживанием. Чтобы родители точно знали, какая забота со стороны врачей требуется ребенку для сохранения его здоровья в тот или иной возрастной период, была принята система регулярных осмотров здоровых детей с целью раннего выявления заболеваний, и определен перечень обследований, который необходимо проводить детям в определенные сроки.
Такими сроками для малышей от 1 года до 3 лет являются следующие месяцы жизни: 12, 18, 24, 36. Каждая из этих «вех» показательна с точки зрения общефизического, нервно-психического, речевого и двигательного развития. А значит, осматривая малыша в эти сроки, врач может вовремя заметить проявление тех или иных патологий. В этом случае назначают лабораторные исследования, разрабатывают план лечебных и профилактических мероприятий.
Такой план наблюдения гарантирует родителям, что состояние здоровья малыша будет находиться «под контролем». А регулярное, ежегодное наблюдение даст уверенность в воспитании здорового ребенка и его оптимальном развитии.
Зачем заключать договор на патронаж ребенка после года?
После года развитие малыша идет огромными темпами. Меняется двигательная активность ребенка, его окружение, начинают формироваться привычки, речь. Чтобы в дальнейшем развитие было гармоничным, каждый врач наблюдает малыша в своей области и может выявить начинающиеся проблемы и без труда решить их.
Педиатр: После года круг общения малыша начинает стремительно расширяться. Проводя больше времени за играми, посещая развивающие центры, он начинает общаться с большим количеством людей. Все это приводит к тому, что риск заболеть, особенно в «опасные» периоды, многократно возрастает. Чтобы предотвратить развитие заболевания на ранних стадиях, необходимо регулярное наблюдение врачом-педиатром. Он вовремя заметит изменения в состоянии малыша, даст необходимые рекомендации, при необходимости назначит анализы и консультации специалистов. А перед началом так называемых «эпидемий» посоветует профилактические и укрепляющие мероприятия.
Невролог: Современные дети не меньше взрослых подвержены агрессивному воздействию окружающей среды, поэтому с 1 до 3 лет нервно-психическое развитие малыша требует особого наблюдения. После года ребенок начинает осваивать мир игр, приобретать привычки, особенности в поведении, многие дети готовятся к поступлению в дошкольные учреждения. Часто новые впечатления, новые интересы могут вызвать всплеск эмоций или наоборот, замкнутость в общении, у ребенка этого возраста могут появиться необоснованные страхи. После года формируется координация движений, идет развитие вестибулярного аппарата. Наблюдение неврологом в этот период поможет маме объяснить те или иные возрастные изменения малыша, правильно оценить темпы его развития, подготовить ребенка к жизни в социальной среде.
Хирург, Ортопед: После года дети очень активны. Они много бегают, играют, учатся рисовать, строить, лепить. Мамы с малышами начинают активно посещать развивающие центры, бассейны, занятия в спортивных клубах. Идет активное формирование осанки, походки, идет постановка свода стопы. По статистике, более 65% детей уже к школьному возрасту приобретают плоскостопие, а почти у половины детей школьного возраста наблюдаются нарушения функции позвоночника – неправильная осанка, сутулость, искривление позвоночника, сколиоз. Чтобы не упустить начало появления проблем, необходимо наблюдение у хирурга-ортопеда. Он сможет выявить начальные признаки заболеваний, даст рекомендации по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, разработает комплекс упражнений и назначит корректирующее лечение, гимнастику и массаж.
Стоматолог: Красивые ровные зубы - мечта любого! Как часто мы видим детей в возрасте 12-13 лет, которые носят брекеты. А ведь многие проблемы можно решить, когда идет формирование прикуса, ведь основные последствия формирования неправильного прикуса у детей становятся заметны в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. При регулярном посещении стоматолога, врач сможет увидеть начинающиеся проблемы с прикусом, оценить состояние десен и слизистой, предотвратить развитие раннего кариеса, который по статистике имеется у 12% годовалых детей. Вовремя удалить молочный зуб, чтобы постоянный рос ровным и не требовал в дальнейшем исправления с помощью брекетов.
А привычка регулярно посещать стоматолога - одна из лучших!!
Аллерголог-иммунолог: Врач-иммунолог — не из «обязательного списка». Однако его консультация необходима, если вакцинация ребенку проводится по индивидуальному графику, или малыш болезненно отреагировал на ту или иную прививку. В настоящее время появляются многочисленные вакцины от различных заболеваний. Разобраться с выбором вакцины, не перегрузить организм ребенка ненужными в данном возрасте прививками поможет именно иммунолог. Второй повод обратиться к иммунологу - если ребенок не вылезает из простуд.Таких малышей с каждым годом становится все больше! Возможно, его иммунная система развивается с некоторой задержкой и ей требуется помощь. Можно, конечно, по старинке утешаться мыслью, что с «возрастом все пройдет» и давать малышу очередное лекарство. А можно обратиться к детскому иммунологу, чтобы разобраться с первоисточником проблем. Врач подберет для ребенка щадящую лекарственную терапию, с помощью которой организм научится стойко сопротивляться многочисленным инфекциям огромного мегаполиса и разработает комплекс мер, которые укрепят и разовьют защитные механизмы иммунитета малыша, скорректирует питание, режим дня, закаливания, спортивных мероприятий.
Обычно второй специализацией иммунологов является аллергология (поскольку аллергические реакции — результат сбоя в иммунной системе). Потому с этим специалистом придется встречаться и деткам-аллергикам. Поводом может стать, например, диатез после введения прикорма. Не спешите самостоятельно проводить анализы на аллергию, не тратьте деньги понапрасну. Из десятков видов исследований аллерголог-иммунолог выберет те, которые необходимы именно вашему малышу. Кроме того, врач даст ряд профилактических рекомендаций по питанию, уборке помещений, образу жизни. Не стремитесь довести дом до стерильного состояния. Если у иммунной системы не будет вирусов и бактерий, чтобы с ними сражаться, она может переключиться на безвредные вещества. Задача детского аллерголога - максимально обезопасить ребенка, но при этом не испортить ему жизнь лишними ограничениями в питании, спорте, хобби, путешествиях и т.д.
Кардиолог. Бытует миф, что проблемы с сердцем знакомы только людям в возрасте. К сожалению, истоки всех болезней сердца и сосудов лежат в детском возрасте и часто проявляются только по мере роста и взросления. Число патологий сердечно-сосудистой системы у детей в последнее время увеличивается. Так, с 1990 г. в России в 1,5 раза возросло общее число детей с болезнями системы кровообращения, заболеваемость за этот же период увеличилась в 2,5 раза. Врожденные заболевания сердца у детей могут возникнуть из-за внутриутробной инфекции, стресса, генетической предрасположенности и плохой экологии. Приобретенные заболевания возникают вследствие недолеченных инфекций. Даже больные зубы или продолжительная ангина могут дать серьезное осложнение на сердце ребенка.
Когда надо обращаться к детскому кардиологу:
- При обнаружении у ребенка в любом возрасте таких симптомов, как одышка, слабость, быстрая утомляемость, головокружения, обмороки, боли в сердце, учащение сердцебиения, деформация грудной клетки и пальцев, боль в суставах и их отечность, отставание в физическом развитии, посинение кожных покровов и пр.
- Всем детям (даже здоровым с виду), начиная с новорожденного возраста, необходима ежегодная диспансеризация у детского кардиолога с контролем ЭКГ, ЭхоКГ, артериального давления.
Основными, наиболее часто встречающимися заболеваниями сердечно-сосудистой системы у детей являются следующие:
- Шумы в сердце у ребенка. Источниками шумов могут служить многочисленные заболевания (например, пороки сердца, воспаления сердечной мышцы). Сердечные шумы подразделяются на функциональные (появляются, например, при высокой температуре тела, инфекционных заболеваниях) и органические, которые являются признаками серьезных заболеваний сердца. Определить происхождение шумов может только детский кардиолог.
- Пролапс митрального клапана. Прогибание в левое преддсердие створок митрального клапана. Пролапс может быть как врожденным, так и приобретенным на фоне заболеваний нервной системы, частых ОРВИ, эндокринных патологий. Проявляется болями в сердце, сердцебиением, головными болями, головокружениями.
- Врожденные пороки сердца. Аномалии развития сердца и крупных магистральных сосудов. Причиной является неблагоприятное воздействие на плод во время беременности некоторых вирусов и бактерий, алкоголя, генетические нарушения, эндокринные нарушения у родителей, токсикоз беременной, прием женщиной некоторых препаратов. Врожденные пороки сердца у детей проявляются синюшностью кожных покровов и слизистых оболочек, одышкой, сердечными шумами даже у новорожденных, сердечной недостаточностью (при тяжелых формах), легочной гипертензией.
- Сердечные аритмии. Нарушения сердечного ритма и проводимости, проявляющиеся в увеличении или уменьшении частоты сердечных сокращений. Ребенок может ощущать толчки в области сердца или дискомфорт в груди, могут быть обмороки. Причиной аритмии может служить как заболевание сердца, так и органические заболевания ЦНС, частые ОРВИ, эндокринные нарушения, травмы сердца.
- Кардиты неревматические. Воспалительные поражения сердца, как правило, инфекционного или аллергического происхождения. К ним относятся эндокардиты (воспаления внутренней оболочки сердца), миокардиты (воспаления среднего мышечного слоя сердца), перикардиты (воспаления наружного слоя сердца).
- Ревматические кардиты. Инфекционно-аллергические заболевания соединительной ткани с последующим приобретением порока сердца.
- Артериальная гипертензия (гипертония). Стойкое повышение артериального давления, приводящее к нарушению кровоснабжения всех органов и систем.
Сердечно-сосудистые заболевания детей в возрасте 1-3 лет, как правило, связаны с осложнениями после перенесенных вирусных заболеваний (гриппа, ангины). Иногда маленький ребенок не придает значения участившимся болевым ощущениям в левом подреберье (некоторые дети после перенесенного гриппа или ОРВИ настолько сильно боятся повторного лечения, что скрывают свое плохое самочувствие) или мама не придает должного значения, как ей кажется, надуманным жалобам ребенка. Методы лечения разнообразны и зависят от вида и тяжести заболевания. Лекарственная терапия должна строго назначаться детским кардиологом. Малышам необходим строгий режим (часто – щадящий), психологическая коррекция, общеукрепляющие мероприятия, полноценное питание. Важно помнить, что даже если у ребенка имеются врожденные заболевания сердца, то это не приговор. Практически любую ситуацию возможно взять под контроль, если вовремя обратиться к специалисту.
Логопед: Когда нужно обращаться к логопеду? Частый ответ на этот вопрос: «Не ранее, чем с 5 лет». Но всегда ли это оправдано? Формирование речи ребенка начинается очень рано. Уже в год-полтора малыш начинает активно разговаривать, часто «на своем языке», а к трем годам у него формируется достаточно большой запас слов. Многие родители не задумываются, правильно ли говорит малыш в этом возрасте. А ведь именно на этапе формирования речи и обогащения словарного запаса можно заметить и, главное, предотвратить проблемы в произношении звуков. Ожидая тех самых «5 лет», родители теряют порой 2-3 года, за которые многое возможно исправить. Конечно, в 2-3 года, заниматься постановкой звуков нецелесообразно. Ребенок неусидчив, и некоторые звуки ещё допустимо не произносить. А вот занятия и игры по стимулированию речи, развитию речи и словаря необходимы. Так, артикуляционные упражнения укрепят речевой аппарат, подготовят язык, губы для освоения звукопроизношения в дальнейшем. Логопед поможет родителям в освоении речевых игр и подскажет, на что обращать внимание в формирующейся речи ребенка.